По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей. Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Поэтому главная задача родителей и педагогов - доступно разъяснить правила ребенку,а при выборе форм обучения,донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Чтобы при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
В нашем детском саду с 1996 года ведется работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей. Наши воспитанники, педагоги - постоянные участники, призёры, лауреаты муниципальных, региональных и всероссийских акций, конкурсов, выставок: "Зелёный огонёк", "Безопасная дорога", "Безопасность детей на дорогах", "Соблюдаем ПДД", "Пешеход! Внимание, переход!" и др.
Традиционным стала организация Дня безопасности дорожного движения.
В детском саду разработаны:
Проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на улице находит своё отражение в Образовательной программе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №14, в интеграции с программой «Безопасность» (О.Князевой, Р. Стёркиной - раздел «Ребёнок на улице города»).
Задачи нашей работы
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожно-транспортной среде.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, формировать умение понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах города.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей среды.
4. Расширять у детей словарный запас по дорожной лексике.
Основные направления работы с детьми:
1. Организованная образовательная деятельность;
2. Образовательная деятельность осуществляемая в ходе режимных процессов;
3. Самостоятельная деятельность детей;
В компетенции педагога при работе с детьми входят традиционные формы обучения: беседы, заучивание стихов, разбор пословиц, поговорок, загадок, чтение художественных произведений, составление творческих рассказов с опорой на наглядный материал, просмотр познавательных видеофильмов, мультфильмов, подготовка и организация выставок детского творчества, работа моделями, схемами.
Значимое место в ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения имеют практические формы обучения: экскурсии, наблюдения, целевые прогулки,во время которых дети на практике изучают правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, происходит закрепление ранее полученных представлений. Использование современных информационно-коммуникационных технологий (компьютера, интерактивной доски, мультимедиа и других технических средств) в образовательном процессе дошкольного учреждения делает организованную образовательную деятельность яркой, насыщенной.
Для эффективности работы по обучению дошкольников безопасности педагоги нашего десткого сада используют проблемную форму обучения, это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится игровой форме обучения: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, спортивные игры. (картотека игр по ПДД)
Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице и в транспорте осуществляем в системе. Это позволяет сделать интегрированная форма обучения: проектная деятельность. Педагоги наполняют деятельность группы интересными темами, делами, проблемами, идеями, включают каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации его интересов и жизненной активности. Ребёнок в процессе совместной деятельности со взрослым становится активным субъектом, это способствует развитию интеллектуальных способностей дошкольников, формированию личности.
В детском саду собран теоретический и практический материал по формированию, развитию и повышению уровня компетентности безопасного поведения не только у детей, но и у воспитывающих их взрослых (педагогов и родителей).В каждой группе на стендах, папках-передвижках, в группах в сети Интернет для родителей размещается информация о предупреждении дорожно-транспортного травматизма
В детском саду подобрана методическая и детская художественная литература по данной тематике. Книги для детей подобраны в соответствии с возрастом, в них яркие красочные иллюстрации, доступное содержание.
В детском саду оборудована комната дорожного движения. В ней собрано большое количество дидактического материала по данной теме, дидактические игры, машины, дорожные знаки разного размера. Там проводятся как подгрупповые, так и индивидуальные занятия с детьми.
В группах накоплен дидактический материал по правилам дорожного движения, сделанный руками детей, педагогов и родителей: оформлены центры по дорожному движению, изготовлены макеты, иммитирующие улицу, соответственно возрасту детей, которые постоянно пополняются новыми материалами, играми, соответствующим требованиям ФГОС ДО. Требования к содержанию центров дорожного движения по возрастам.
С целью проведения практических занятий по изучению ПДД на территории детского сада сделана разметка на асфальте у здания.
Сотрудники ГИБДД - частые гости в нашем дошкольном образовательном учреждении.
Имеется баннер-план микрорайона со схемами безопасных пешеходных маршрутов в районе улицы Гагарина и большое количество плакатов: по безопасности движения, различные средства передвижения, серия картин «Школа светофорных наук»
Для дошкольников 5-7 лет организован кружок "Школа дорожных наук"